- афрохристианские культы
Водуистский алтарь.
афрохристиа́нские ку́льты в Латинской Америке, синкретические культы, объединяющие элементы различных африканских религий и верований с элементами христианства (католицизма). Сложились в колониальный период. Их последователями становились вывезенные из Африки рабы. Процесс синкретизации начался ещё на африканской почве (так, например, возник синкретический культ народов йоруба и дагомейцев). В Латинской Америке среди различных верований разноплемённых рабов утверждался, как правило, более развитый культ. Особенно широкое распространение среди негров-невольников получил синкретический культ йоруба и дагомейцев (в Бразилии, на Кубе, Тринидаде и Тобаго с преобладанием элементов религии йоруба, на Гаити дагомейцев). В условиях монополии в Латинской Америке католической церкви африканские культы вбирали в себя элементы католицизма; так появились афрохристианские культы. В процессе складывания афрохристианских культов исчезали многие прежние африканские божества так называемые ориша (из почитавшихся в Африке народом йоруба 401 ориша в Латинской Америке сохранился культ лишь немногих), в пантеон были включены Иисус Христос, дева Мария, некоторые католические святые; в ритуал проникли элементы католических обрядов. Будучи принуждёнными принять католицизм, негры под видом поклонения Христу, христианским святым продолжали поклоняться своим африканским божествам: каждый ориша приобрёл двойника среди христианских мифологических персонажей (см. таблицу). После завоевания странами Латинской Америки независимости и отмены рабства афрохристианские общины стали отправлять свой культ открыто. Общины независимы друг от друга.
Отождествление ориша с персонажами христианской мифологии, святыми*
* Сокращённый вариант таблицы бразильского учёного В. Валенти.Соответствующие христианские мифологические персонажи, святые Африканский мифологический персонаж Бразилия Куба Гаити Тринидад и Тобаго Обатала́ (главный ориша) Иисус Христос Св. Дева из Мерседеса Шанго́ (ориша грома, молний и бурь) Св. Варвара,
Св. Антоний,
Св. Михаил,
Св. ИеронимСв. Варвара Св. Иона Эшу́ (Легба, посредник между людьми и ориша, а также злой дух) дьявол,
Св. Варфоломей
Св. ГавриилСв. Пётр Св. Антоний Ошу́н (ориша вод и женской красоты) Богоматерь из Кандеяса,
Мария МагдалинаСв. Дева Мария из Каридад-дель Кобре Св. Анна Еманжа́ (ориша орей) Св. Дева Мария,
Св. Дева из РозариуСв. Дева Мария из Реглы Огу́н (ориша кузнечного дела, сельского хозяйства и войны) Св. Георгий,
Св. АнтонийСв. Пётр Св. Георгий Св. Михаил Ибежи́ (ориша близнецов и покровитель детей) Св. Кои
Св. ДамианСв. Кои
Св. ДамианСв. Кои
Св. Дамиан Ошо́си (ориша- охотник, хозяин лесов) Св. Михаил,
Св. Георгий,
Св. СебастьянСв. Альберто,
Св. Умберто, Омолу́ (ориша болезней) Св. Себастьян,
Св. БентуИоанн Креститель,
Св. Лазарь Среди наиболее известных в Латинской Америке афрохристианских культов водуизм, сантерия, кандомбле, шанго. Афрохристианские общины подчинены определённой внутренней духовной иерархии, обычно йорубско-дагомейского происхождения. Общину, как правило, возглавляет жрица «мать» святого или жрец «отец» святого. Главе общины помогают в отправлении культа и в уходе за храмом так называемые младшие матери, дочери и сыновья святых, на которых якобы нисходит во время ритуала вызываемый ориша. Ритуал сопровождается жертвоприношениями (животные), дарами (обычно злаки), песнями и танцами (для каждого ориша определена своя хореография танца) под звуки ударных инструментов. Каждому ориша посвящается ежегодный праздник, имеется фетиш, который его олицетворяет, и символы (предметы, а также сочетания цветов, которые указывают на связь человека с божеством). Цель отправления культа добиться от ориша защиты от недугов и несчастий, а также заручиться их помощью в том или ином деле (например, рыбаки, отправляющиеся на промысел, обращаются к повелительнице морей Еманже с просьбой охранить их от бурь и непогоды, послать хороший улов; к ориша также обращаются для защиты от «дурного глаза», изгнания «нечистой силы» и т. д.).
Этнический и социальный состав последователей афрохристианских культов сложен. В деятельности общин участвуют не только негры, но также и мулаты, и белые в основном выходцы из беднейших слоев населения; к этим общинам нередко присоединяются представители средних и зажиточных слоев населения.
В странах Латинской Америки наблюдается тенденция к десакрализации афрохристианских культов.
Литература:
Лаврецкий И. Р., Боги в тропиках. М., 1967;
Григулевич И. В., «Мятежная» церковь в Латинской Америке, М., 1972;
Ortiz F., Los negros brujos, Madrid, 1906;
Ramos A., Introducão à antropoligia brasileira, v. 12, Rio de J., 194347;
Carneiro Е., Candomblés da Bahia, 3 ed., Rio de J., 1961;
его же, Os cultos de origem africana no Brasil, Rio de J., 1959;
Rigaud M., La tradition voudoo et le voudoo haïtien, P., 1953;
Valente W., Sincretismo religioso afro-brasileiro, São Paulo, 1955;
Métraux A., Le vaudou haïtien, P., [1958].К. А. Крауц.
Культ кандомбле.
Негритянские божества.
Баия, Бразилия.
Культ сантерии.
Жрец (бабалоча).
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.